МБОУ Кяхтинская СОШ №2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №2"
Добро пожаловать на официальный сайт нашей школы!

История образовательной организации

После хлеба самое важное для народа – школа. 

  (Ж. Дантон)


Дверь, через которую вступает человечество в будущее – дверь школы. Школа – «это волшебная шкатулка», на входе которой стоит ребёнок, на выходе – юный гражданин, подготовленный к жизни в нашем сложном мире. В этой «волшебной шкатулке» происходит таинство образования – там образуется личность.

История нашей школы начинается с 1923 года. 2 ноября 2018 года Кяхтинская средняя общеобразовательная школа отметила свой 95-летний юбилей. 

Первый выпуск школы состоялся в 1938 году. История школы удивительно богата и интересна своими руководителями, учителями, судьбами выпускников, своей насыщенной творческой жизнью.

В 1923 году городская школа № 2 по документам Кяхтинского отдела образования была зарегистрирована как Троицкосавская неполная, затем семилетняя русская школа первой ступени, пятилетка, в 1934 году стала Кяхтинской русской неполной средней школой, семилетка, 1954 г. – Кяхтинская средняя школа, 1956 г.– Кяхтинская средняя школа №2 с политехническим обучением, 1962 – 1965 гг. – неполная восьмилетняя школа № 2, 1965 – 2018 г. – средняя общеобразовательная школа. В 1961 году 14 апреля школе по многочисленным просьбам родителей, учащихся и преподавателей школе было присвоено имя Ю.А. Гагарина в честь первого полёта человека в космос.

За годы существования школа пережила многие изменения, в том числе неоднократно сменила здание, в котором находилась. Сначала это было здание, в котором сейчас находится «Детская библиотека». И пусть начальных классов в школе не было, в 5 класс приезжали учиться ученики со всего района. В 1924 – 1926 гг. в здании, где сейчас музей, было городское училище (начальные классы). На верхнем этаже располагался музей, а на нижнем – школа. Требовалось расширение. В 1936 началось строительство нового здания. А вот уже в 1938 школа начинает функционировать в новом помещении, находившемся напротив городского музея. В этом здании школа пережила тяжелые годы войны и послевоенного времени. В июне 2011 году состоялось открытие нового здания школы.



За период существования школы сменилось много директоров. Первым директором школы была назначена Кузькина Зинаида Андрияновна.  В 1943 году директора школы Плюснину Глафиру Христофоровну назначили заведующей Районо, директором школы стала Коблова Прасковья Максимовна, жена начальника погранотряда, завучем назначили Рещикову Марию Ивановну. В 1945 году погиб на фронте муж Кобловой П.М., а в 1946 году она уехала к себе на родину на Кавказ в Кабардино-Балкарскую АССР в станицу Александровскую. Недолгое время директором школы была Пачкунова Александра Александровна, а завучем – Перевалов Георгий Александрович, а потом - Чернышёв Иннокентий Александрович. Они менялись ролями с 1946по 1948 год.  В 1951 году директором назначили Бадмацыренова, после него – снова Чернышёва И.А. В 1954 году директором школы была назначена Вилисова Екатерина Владимировна. После неё директором назначили Грецкова. Это был очень энергичный молодой человек, преподаватель английского языка. С 1957 по 1959 гг. директором школы был Бураев Александр Владимирович, С 1959 года 20 лет школу возглавлял Сергей Иванович Балихаев. Под его руководством к первоначальному зданию сделали пристрой, и оно увеличилось почти в два раза. Убрали печки и провели отопление   от центральной котельной, построили спортивный зал, мастерские, столовую, над нею классы. За счёт этих построек школа расширилась и учащиеся стали заниматься в одну смену. Опыт работы школы по созданию материально-технической базы, внедрению кабинетной системы обучения, оснащению ТСО распространился по всему району, т.к. школа была опорной. В годы его работы школа была награждена юбилейной Почётной грамотой в честь 100-летия В.И. Ленина.     После Балихаева директором школы стала Миронова Маргарита Андреевна. Талантливый учитель русского языка и литературы, требовательный руководитель, она смогла прославить школу, сохранить и продолжить лучшие традиции школы и российского образования, прославить школу инновационными, образовательными и методическими достижениями. В самые трудные годы перестройки школу возглавили с 1992 по 1993 г.г.   Черепанов Николай Павлович, с 1993 по 1995 г.г. - Мункуева Надежда Цыреновна,  с 1995 по 1998 гг. - Алексашкина Людмила Александровна, с 1998 по 2002 гг. - Худоногов Виктор Иванович. Им удалось сохранить материально-техническую базу школы, продолжить и приумножить ее славу. Несколько месяцев в 2002 г.   исполняла обязанности директора   Дамбаева Татьяна Доржиевна. С ноября 2002 по сентябрь 2003 года исполняющей обязанности директора была назначена Будунова Екатерина Дмитриевна. С 2003 по 2006 годы - Будаев Виктор Дашиевич. С 2006 по 2011 годы – Ергонова Туяна Митаповна. С 2011 по 2016 годы – Баторова Туяна Пурбуевна. С 2016 года директор – Ранжурова Марина Вячеславовна.             

За период существования школы менялись и   завучи,.    Были завучами Кузькина З.А., Коблова П.М., Рещикова Мария Ивановна, Гулева Валентина Михайловна, Будунова Екатерина Дмитриевна, Бондаренко Екатерина Павловна, Замьянова Татьяна Борисовна и другие. 

директора
директора

Самая тяжелая и трудная   работа пришлась на годы Великой Отечественной войны. Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, Кузькину З.А. назначили директором детского дома, а его бывший директор Кузькин Степан Перфирьевич ушёл на фронт. Директором школы стала Г. Х. Плюснина, завучем стала П. М. Коблова.  В 1941 год: в школе обучалось 669 человек, из них 84 получали осенние испытания; 76 учащихся проходили повторный курс. В 1942 году в школе обучается 580 человек; из них 64 проходили повторное обучение; испытания на осень получали 70 учащихся. Директором назначается Коблова П.М. 1943: в школе обучалось 485 человек; из них на 2 год оставалось 43 человека; испытания на осень получали 51 учащийся; работы на лето 12 человек. В 1944 году обучалось 454 ученика; на второй год осталось 118 человек;  на осень 88; на третий год 8 учащихся.   В войну учителя работали рука об руку с учениками: как могли, утепляли школу, были созданы звенья самозащиты, медико-санитарное, противопожарное, связи и наблюдения, аварийно-восстановительное. Не хватало учебников, тетрадей,  писали на газетах, не хватало мела. В школе были печки. Дрова заготавливали сами ученики. Хоть и трудно было, но учились хорошо, старались, ходили в кружки. На завтрак давали по кусочку хлеба 50-75 гр. В школе проходили пионерские сборы, организовывали тимуровские команды. Ушёл на фронт и погиб, защищая Родину, старший пионервожатый Петя Казанцев. Школьники помогали семьям погибших, ухаживали за больными, помогали друг другу.

Пионеры
Пионеры

Кяхтинская неполная средняя школа в годы великой отечественной войны.

Учителя с 1941 по 1944 гг.: Цыбикова Ж.Н., Московская Т.А., Шестакова М.В., Михайлова К.И., Селайлова Е.Ш., Колбина А.М., Плюснина П.А., Цыренов Ц.Б., Дмитриев П.И., Костюк А.И., Кузькина З.А., Капустина Ш.Б., Рещикова М.Ш., Калугина М.П.,Бондаренко К.В., Хлуднева К.С., Рыков И.Ф., Гурина И.М 

Кяхтинская школа №2 всегда была передовой и стремилась к внедрению новейших педагогических технологий в образовательный процесс. В 60-80 годы в СОШ №2 выделялись несколько новых методических направлений, активно реализуемые в процессе обучения: Школа детства, Центр литературы и искусства, Центр природы, Центр точных наук, Центр общественных наук. Школа детства призвана была сделать творческое воспитание систематическим, стабильным, помочь последовательно выявлять, развивать способности детей, содействовать нравственному и трудовому воспитанию.  Работали кружки: «Занимательная математика» (Агафонова Г. Д.), «Хочу все знать» (Лачина В. А.), «Рукоделье» (Андронова В.А.), «Танцевальный» (Сухина И. В.), «Мягкая игрушка» (Тихонова Н.Н.), «Народные игры» (Гылыпылова Е.Д.), «Умелые руки» (Лапыгина С. Ш.), «Выразительное чтение» (Кузоватова С. Г.), «Хор учащихся младших классов» (Лобозерова Е.У.), «Учусь вязать» (Басалдук М. А.). Работы кружков выходили на общешкольные праздники – остановки на октябрятских станциях. Это были станции: «Осенняя», «Революционная», «Дружба», «Новогодняя», «Сказочная» и др.

Центр литературы и искусства. В рамках работы Центра работали кружки и факультативы: «Искусство Бурятии» (Шагдурова В.Д.), «Занимательная грамматика» (Седых Е.В.), «Родное слово» (Юмтарова Г.Д.), студия «Мы рисуем» (Шагдурова В.Д.), драматический кружок (Маслова Т.А., Безпальчук Г.И.). Результатом работы Центра стало проведение множества школьных мероприятий: выставка плакатов «Они сражались за Родину», выставки «Мастера Палеха», «Декоративно-прикладное искусство», «Малая Третьяковская галерея», проведён историко-литературный праздник «России верные сыны» и др.

Центр природы. Работой Центра природы занимались учителя биологии и химии. Учителя этого методического объединения проводили различные мероприятия по экологическому образованию и воспитанию, внедряли активные методы обучения учащихся. Были проведены  межпредметные конференции по темам «Белки», «Научная картина мира», совместно с учителями математики и физики – конференция «Математизация процесса обучения» и др. Одним из крупных мероприятий работы Центра стало проведение долговременной акции «Здоровье планеты – наше здоровье», в рамках которой были организованы встречи, сборы, конференции. Активными членами Центра стали Будунова Екатерина Дмитриевна и Климова Людмила Аркадьевна - учителя, в совершенстве владеющие методикой преподавания предмета, отработавшие методику проведения нестандартных уроков. Учились у них молодые учителя – Гонсорунова Т. Г., Исмагилова Н. В. 

 Центр точных наук. Работа по формированию передового педагогического опыта в Центре эффективно осуществлялась через создание творческих групп. Учителя физики и математики работали в творческом содружестве: решались важнейшие проблемы совершенствования форм, методов и средств обучения, практиковались различные виды уроков: уроки-лекции, уроки-семинары, межпредметные уроки, уроки-конференции. Это учителя: Гулева В.М., Шангина С.И., Савченко И.Е., Калашникова Л.А., Устьянцева Т.Н., Попов Г. И., Жарникова А. М. В рамках работы Центра также проводились крупные мероприятия: конгресс по проблемам космонавтики «Развитие взглядов на строение Вселенной», физико-математические конференции и др.

Центр общественных наук.  Вся работа Центра, которую осуществляли учителя истории и географии, была направлена на воспитание у учащихся патриотизма, формирование научного мировоззрения, привитие интереса и любви к истории родного края. Учителя осваивали передовые методы, приёмы обучения и воспитания учащихся, использовали индивидуальный подход в обучении, внедряли в практику педагогику сотрудничества. Проводилось множество мероприятий: праздники интернациональной дружбы, историколитературные вечера, работал политический клуб «Глобус», проводились военнопатриотические мероприятия, осуществлялась краеведческая работа по направлениям «Движение Отечества» и «Живи, природа».

методические объединения учителей
методические объединения учителей
коллектив
коллектив
ветераны
ветераны

С июня 2011 года коллектив школы трудится в новой, современной школе, где есть все условия для обучения детей с ОВЗ, кабинеты которые оснащены компьютерами, медиапроекторами, информационным доступом к Интернету.  Сегодня под руководством директора школы Ранжуровой М.В., методически грамотных заместителей директора по УВР Исмагиловой Н.В., Бадмацыреновой О.В., по НМР Бухольцевой О.Ю., по ВР Дылыковой И.П. в школе работают   творческие, активно внедряющие в учебно-воспитательный процесс современные инновационные технологии 46 педагогов  и  обучается  845 учеников.

Любовь и преданность школе сохранили   её   выпускники, работающие  у нас:  Будунова Екатерина Дмитриевна, Булыгина (Кучумова) Татьяна Герасимовна, Нимаева (Гендунова) Татьяна Баяртуевна, Жамьянова (Юмтарова) Оксана Ивановна, Купрейчик Алексей Александрович, Черепанова (Ануфриева) Наталья Сергеевна, Райцанова Туяна Дамбдиновна, Степанова Олеся Юрьевна. Гордостью нашей школы являются обилие цветов в школе и Зимний сад, созданный нашим мастером – золотые руки, неутомимым тружеником Валентиной Павловной Атрашкевич. Всегда уютно и светло в школьной библиотеке, и не только от солнца, но и от приветливой улыбки библиотекаря Нимаевой Татьяна Баяртуевна, которая вот уже 30 лет работает в нашей школе. Хозяйкой большого светлого компьютерного зала является Полонова Евгения Родионовна. Бессменный  талантливый художественный руководитель Баннов Василий Васильевич делает любое школьное мероприятие праздничным, ярким, зрелищным.

В рамках внедрения новых государственных образовательных стандартов учителя Кяхтинской школы № 2 успешно осуществляют учебную, методическую и воспитательскую деятельность, создают условия для индивидуального развития учеников, что обеспечивает   высокий уровень обучения, развития и воспитания школьников. Школа первой в районе в 2010 году стала экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС.

Повышение профессиональной компетенции педагогов осуществляется через проведение тематических педсоветов, семинаров-практикумов, методических дней с открытыми уроками, методических консультаций, работу школьных МО.  В школе действует «Школа молодого учителя». Педагоги, учащиеся активно участвуют в международных, всероссийских,   региональных конкурсах, научно-практических конференциях,   неоднократно становились победителями и призерами. Ежегодно учителя участвуют в профессиональных конкурсах. В разные годы победителями и призерами района становились: «Учитель года» - Исмагилова Н.В. – призер 2015г., Жамьянова О.И. – победитель 2010г., Игнатьев В.Н. – призер 2017г., Смольникова Е.В. – победитель 2018г., «Самый классный классный» - Баннова М.В. – победитель 2016г, Бадмацыренова О.В., Исмагилова Н.В. – призеры 2012 г., Лодоева Д.О. – призер 2016г.. Цыбиктарова И.В. – призер 2018г., в районном конкурсе молодых учителей «Мой путь в профессию -2017» 3 место заняла  учитель английского языка Самбаева И.Б. Во II Республиканской  метапредметной  олимпиаде учителей начальных классов «ПервоКласс» - учитель начальных классов Казачкова Т.Г. стала победителем в номинации «Лучший информационный сайт».

Наши педагоги высокопрофессиональны:  9 человек  имеют высшую квалификационную категорию, 19  человек имеют первую квалификационную категорию, 4 человека - соответствие занимаемой должности, 2 учителя   награждены  знаком «Отличник народного просвещения»- Андронова В.А., Шагдурова В.Д.,  5 учителей  награждены знаком «Почетный работник общего образования РФ» - Булыгина Т.Г., Бадмацыренова О.В., Баннова М.В., Гыгмытова Л.Н., Купрейчик А.А. , 2 учителя имеют звание «Заслуженный учитель Республики Бурятия» - Будунова Е.Д., Булыгина Т.Г. Имеют высшее образование — 35  учителей, среднее специальное — 9  учителей, на соответствие занимаемой должности – 4.

Гордится школа своими спортивными достижениями в  волейболе, баскетболе, лёгкой атлетике, спартакиадах как   учащихся , так и   учителей.

Для развития творческих, познавательных, исследовательских и коммуникативных способностей, учащихся в школе проводятся предметные декады и олимпиады, научно-практические конференции, проектная деятельность, различные развивающие познавательные конкурсы. Для школьников работают кружки разных направлений; правовые, социальные, общекультурные, спортивно-оздоровительные. Традиционными стали такие мероприятия как: чествование ветеранов школы, акции добра, «День Знаний», «День Здоровья», «Праздник осени», посвящение в пятиклассники и старшеклассники, КВН , битвы хоров, танцев, экологические десанты и исследовательская деятельность, школьная спартакиада, малые олимпийские игры 520 учащихся из 845 принимают участия в очных и дистанционных конкурсах, олимпиадах разного уровня, являются победителями и призерами. В школе  организовано волонтерское движение, учащиеся которого регулярно проводят акции по профилактике нарушения ППД, экологические - по сохранению природной среды города и его окрестностей, оказывают помощь ветеранам.

За последних два года получила развитие инновационная деятельность. Наша школа принимает участие в реализации региональных и российских проектов: 

1.Участники Республиканского проекта «Самбо в школу» (2-4 классы, 5а класс)

2.Стажировочная площадка по реализации Республиканского  проекта «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии»

3. Пилотная школа по реализации образовательной программы «Основы предпринимательства»

4. Участники реализации проекта ФЦПРО «Профориентация и социализация школьников», вошли в ассоциацию старших школ Республики Бурятия

5.Участники реализации проекта ФЦПРО «Тьюторство в массовой школе»

6. Реализация международного образовательного проекта «Обмен опытом ОУ» МНР г. Сухэ-Батор СОШ №2 и РБ г. Кяхта СОШ №2

7. Участником всероссийского проекта «Смотр ОУ»            Воспитательная система школы «Я – гражданин» построена с учетом социально-возрастных особенностей и осуществляется через компетентностный подход, который предполагает формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков и личного опыта действия учащегося, обеспечение духовно-нравственного единства всех участников образовательного процесса, возрождение истинных духовных ценностей.    В тесном сотрудничестве с родителями и социальными партнерами: ГИБДД, ОПДН, пожарная часть, Кяхтинская РЭС, медицинские учреждения, городские библиотеки, ЦДО, ДЮСШ осуществляется по направлениям:  «Духовно-нравственное воспитание», «Здоровьесбережение», «Правовое воспитание», «Социальная деятельность», «Семейное воспитание».

Самое главное в нашей школе – душа, тот дух, который формируется коллективом учителей, учеников и их родителей. Школьные стены будут неумолимо отсчитывать время: 90, 100, а школа по-прежнему будет оставаться передовой, молодой, талантливой и незабываемой.